fbpx

Ирина Кудрина: Фонд помощи детям: как создать и сохранить себя

от Анастасия

Ирина Кудрина, общественный деятель

Как начинается день?

По-разному, поскольку приходится бывать в разных странах и регионах, но всегда с кофе.

У нас гости делятся на тех, кто предпочитает чай, и тех, кто любит кофе, но по темпераменту и характеру они не отличаются. Наверное, это никак не влияет.

Абсолютно не влияет. И то, и другое заряжает позитивом на целый день.

Что нужно сделать для того, чтобы день удался?

Нужно проснуться с улыбкой, позаниматься спортом.

Ты любишь завтракать одна или в компании?

Конечно, я люблю завтракать в кругу семьи, но получается редко, поэтому для меня это праздник.

Почему в свое время ты решила создать фонд?

Когда ты чем-то увлекаешься, тебе на глаза всё время попадаются разные предметы, связанные с этим, или люди, увлечённые тем же. Когда я была в положении, мне кругом попадались одни беременные женщины. Когда у меня появился маленький сын, мне показалось, что все имеют маленьких детей.

Тогда же я обратила внимание на тех детей, кому не хватает внимания, любви. Мой ребёнок получал очень много тепла, а у меня его было так много-много, что мне казалось, что я от него задохнусь. Мне нужно было им поделиться с теми, кому его действительно не хватает. Поэтому и возникла идея создать фонд. Разовая помощь — хорошо, но нужно было создать систему, которая охватывала как можно больше детей, нуждающихся в помощи.

Когда мы решили создать фонд, я сидела в библиотеке с юридической литературой, сама писала устав, я знаю всю законодательную базу по этому вопросу.

Мы выбрали для помощи объекты, которые находились не в столице и крупных городах, а в маленьких городах и селах. Например, у нас есть детские дома в Самарской области в деревне Чёрная, в Ивановской области, в деревне Хреново. А первым был Дом ребенка в Калуге.

А сколько сейчас у вас детских домов на попечительстве?

Сейчас их больше 150. Если мы берём под попечительство интернат или дом ребёнка, то мы работаем с ними вплотную всегда.

Сколько сейчас детей находятся в российских детских домах?

Сейчас очень сложно это посчитать. Я удивляюсь, когда это число называют в средствах массовой информации. Сейчас происходит процесс перепрофилирования, многие дома закрываются, некоторые уходят под юрисдикцию министерства образования, другие — минсоцзациты, поэтому подсчитать крайне сложно.

Кроме того, детей со статусом сирота очень мало. В основном дети, попадающие в детские дома, они не одиноки — у них есть хотя бы один из родителей, но он находится в социальной беде.

Если говорить приблизительно с прибавлением ещё одного региона, существует около 118 тысяч детских домов. По закону, в каждом должно содержаться не более 150 детей. Сейчас таких многочисленных учреждений нет нигде. Около 116 тысяч детей в год усыновляют.

Есть ли принципиальные различия между западными и отечественными детскими домами?

Конечно. Я изучала систему благотворительную в Америке на начальном этапе деятельности нашего фонда, потому что наш фонд один из первых, открытых на территории России. Этот опыт был необходим — надо же было откуда-то пример брать.

В Америке организацией благотворительного фонда занимается клуб людей, которые собираются по разным интересам и зарабатывают на этом, а деньги передают организациям. Таких фондов, как наш, в Америке не существует по одной простой причине: там практически не существует детских домов, там развита система усыновления.

У них ведётся колоссальная работа с малолетними мамами: их учат, как обращаться с ребёнком, и помогают финансово. Многие родители, увидев чадо в таком положении, могут выгнать его из дома. Также у них есть социальные центры, которые занимаются адаптацией проблемных детей.

Ты занимаешься не только сбором средств, но и помощью в социальном адаптации детей, которые только вышли из детского дома. Расскажи, пожалуйста, вот об этой сфере.

Сбор средств — инструмент, который помогает осуществлять другие программы. Проекту «Профкласс» уже много лет. На базе детских домов создаются профклассы, где ребёнок может получить профессию. Мы договариваемся с училищами на местах, и они обучают детей. Для мальчиков — это столярное, сапожное дело; для девочек — парикмахерское, швейное, кулинарное направления.

Кроме этого, дети не приучены к быту. Как государство справляется с этой проблемой?

Государство тоже здесь активно действует. В интернатах создаются социальные квартиры на базе детского дома, где ребёнок вместе с воспитателями заселяется и выполняет всё, чем дети занимаются в обычной жизни.

Если ребёнок растёт в семье, он видит, что мама с папой работают и распределяют свой бюджет. У детей из детского дома такого примера нет.

Расскажи более подробно о лагере «Творческая мастерская».

Это второй проект, которым я горжусь. Мы проводим его осенью и весной — получается короткая сессия на пять дней, когда ребята имеют возможность вырваться из замкнутого пространства.

Мы все помним пионерские лагеря, в которых мы весело и интересно проводили время, знакомились с новыми друзьями. Естественно, такая идея у нас витала и воплотилась в жизни.

Основная цель проекта — познакомить детей друг с другом и подружить. У нас даже появляются красивые любовные истории! Один раз у нас проходил футбольный матч. Мальчишки — на поле, девчонки — на трибунах. И вот в этот момент один из мальчишек так трогательно укрыл девочку курткой, обогрел.

Ещё была одна потрясающая история. Мальчик и девочка познакомились у нас в лагере. Мальчик выпустился из детского дома и поступил в московское училище, а девочка ещё находилась в детском доме. В один из сезонов он приехал из Москвы, чтобы сделать ей предложение.

Получаешь от этих случаев столько энергии и столько добра. Я никогда не хочу оттуда уезжать — я всегда жду этих пяти дней, которые становятся праздником.

Из чего состоит смена?

Мы проводим мастер-классы, футбольные и шахматные турниры, турнир по настольному теннису, конкурс красоты, творческие встречи со звёздами театра, кино и телевидения. Дискотеки в конце вечера обязательно, все дети ждут этого момента. Мы берём детей из разных регионов и детских домов.

Что за люди работают в детских домах? Как они справляются с колоссальной психологической нагрузкой?

Я каждый раз восхищаюсь этими людьми. На протяжении пятнадцати лет мне попадаются люди, которые живут этим. Они действительно любят детей, борются за то, чтобы ребятишкам было хорошо.

Естественно, это очень тяжёлый труд. Эта особая специфика работы и с детьми, и с департаментами. У них очень много проблем, которые мы пытаемся помочь решить.

Также 1 июня каждый год мы проводим праздник для детей, куда приглашаем не только тех артистов, которых хотели бы увидеть дети, но и тех, с кем мечтали встретиться работники детских домов. Я не могу оставить этих людей без внимания, потому что они и есть то самое эмоциональное, культурное наполнение этих учреждений.

Встречаешься ли ты с детьми после выпуска? Как происходит ваше общение?

Мы поддерживаем отношения со многими. Многие нам пишут, приезжают в гости, так как адрес все знают.

И у меня есть, как я их считаю, два сына. Я прикипела к этим детям душой, хотя давала себе установку работать, как хирург, — без проявления эмоций. Один — из Калужской области, другой — из Вологодской. Талантливые ребята. Они выросли, им по двадцать шесть лет. Евгений Шириков окончил питерскую театральную академию, сейчас он играет в мюзиклах в Москве, а недавно снялся в главной роли в сериале для телевидения. Второй парень у меня невероятно талантливый. Антон Азаров пишет стихи и музыку, он работает у меня в фонде. Их судьба в моём сердце, и для них я доступна круглосуточно.

Настя Шульгина из Вологодской области тоже часто выходит на связь. Мы делали ей несколько операций, потому что у неё были проблемы со здоровьем. У этой девочки руки золотые — она занимается рукоделием.

Многие обращаются, потому что нужна помощь и после выпуска. И мы стараемся помочь, хотя я понимаю, что всем помочь невозможно.

Какие планы у фонда на ближайшее время?

Хотелось бы, чтобы наши проекты развивались дальше и на них хватало сил. Также мы планируем запустить несколько новых проектов. Например, мы собрали книгу, в которой размещены сочинения детей на тему «Что такое добро?».

0 комментарий

Смотрите также: