Участники дискуссии:
Евгений Григорьев, глава городского округа «город Якутск»
Ирина Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ
Ольга Трубачева, основатель WBCMedia
Якутск очень быстро растет. В 2001 году население составляло чуть меньше 200 000 человек, сегодня, в 2021 году — чуть меньше 400 000. Есть большая нагрузка на социальную инфраструктуру, школы, детские сады. Первоочередная задача – решить вопрос с обеспеченностью школами для достойного будущего детей.
Технологии
Якутск – город постиндустриальной экономики. Никакого производства, делается ставка только на интеллектуальный труд. Можно говорить о том, что Якутск – это IT-столица. Сейчас есть такая якутская мечта у детей, все стремятся стать IT-специалистами, хотя пока в этом мало что понимают. Главное поддерживать это желание, создать условия, чтобы люди реализовывали желания и не уезжали из города. Есть технопарки, IT-парки, льготные программы для стартапов.
Ирина Макиева: Я хотела бы подхватить тему IT-столицы и расшифровать, что же такое «ставка». Каждый город во время программы развития городов, подчеркиваю, что мы стараемся не говорить «во время программы обучения», потому что мы с коллегами сами здесь учимся. Так вот каждый город в рамках программы должен определить свою ставку. Ставка – это то, в каком направлении будет двигаться город, как будет развиваться, на что нужно обратить внимание. Евгений сказал о том, что Якутск – это IT-столица. Это очень амбициозная ставка. Действительно нужно совершить колоссальный рывок для того, чтобы все задачи реализовать. Но здесь команда амбициозная, а мы эти начинания поддерживаем.
Транспорт
Городские маршруты сформированы в 90-х годах по принципу паспорта маршрута: сколько человек перевез столько и заработал. Предлагается внедрить практику брутто или нетто контрактов, которые позволяют аккумулировать средства в бюджете и уже из него платить за оказанную услугу, условно говоря, за километраж. Это подход, который не может стоить дешево.
Проблема в том, что общественный транспорт отдан на откуп предпринимателям, вливания денег в бюджет нет. Сам автопарк сильно изношен: в Якутске, к примеру, 98% автобусов, которые ездят на городских линиях, — это пазики.
Сейчас нам важны не только обновление автобусного парка, но и создание сети теплых остановок. В этом году мы, как городская администрация, начали их массово строить сами. А вообще мне нравится идея Канады, где построена система «Skyway» (теплые переходы между зданиями, домами).
Якутск стал пилотным городом по линии Министерства строительства и ЖКХ, где внедряется система «Умный город». Совместно с Росавтодором внедряется интеллектуальная транспортная система, делая привязку всех элементов уличной дорожной сети в единый программный продукт. В планах совместить уличное освещение, видеонаблюдение, объединив в проект «Безопасный город».
Город будущего — Якутск
Якутск — самый крупный город мира в условиях вечной мерзлоты. Есть миссия: до 2032 года, когда городу будет 400 лет со дня основания, стать лучшим городом в мире в условиях вечной мерзлоты. Путь к успеху – реализация человеческого капитала. Нужно создать такие условия, чтобы молодежь не только из Якутска, но и из других регионов, стран могла приехать в Якутск и реализовать себя в IT-индустрии. Хотим стать человекоцентричным городом.