Александр Павлов, генеральный директор РФРИТ
— Насколько сильно изменились подходы к развитию IT-сектора в России с 2022 года?
— Какие форматы поддержки цифровой отрасли существуют сегодня?
— Посчитана ли потребность финансирования IT-отрасли и внедряются ли новые инструменты?
Об этом, а также об этапах создания технологического суверенитета России и планах выхода на зарубежные рынки.
Мы видим, что спрос компаний IT-сектора на сотрудничество с государством в разных форматах растет. Это связано с рядом факторов. Информационные технологии – это самая динамично растущая отрасль. Второй момент – объем и масштаб решаемых задач. 2022 год нам показал, что IT-решения, цифровые решения пронизывают все сферы жизнедеятельности, все производственные процессы по всем отраслям экономики. Мы увидели критичные риски для отраслей и уязвимости тех процессов, которые были запущены в 2022 году, когда зарубежные разработчики стали уходить с российского рынка, усиливать санкционное давление, использовать незадекларированные возможности программного обеспечения, ставя под угрозу деятельность предприятий и общегражданские сервисы, которыми мы пользуемся каждый день. Пришло осознание, что без информационных технологий, без IT-инфраструктуры, без российских технологических решений невозможно говорить о технологическом суверенитете страны. Мы увидели огромный запрос и огромную потребность от предприятий практически по всем отраслям экономики на разработку, доработку решений, на замещение зарубежных цифровых сервисов, на создание на перспективу в рамках функционального заказа, который предприятия сформулировали. Мы увидели при этой большой работе по поручению Правительства РФ весь потенциал разработки, то есть увидели российские компании с компетентными командами, решения, которые они готовы делать в рамках тех приоритетов, которые обозначило Правительство. Мы практически свели одних с другими.
Меры поддержки IT-сектора сегодня беспрецедентные. И по объёму, и по разнообразию. Мы как Фонд развития информационных технологий сосредоточились на предоставлении гранатового финансирования для тех проектов, которым нужно максимальное «плечо» от государства, максимальное ускорение создания продукта, выведения его на рынок. Мы также видим, что востребованы и венчурные инвестиции в проекты, и кредитное финансирование. Нашим грантовым инструментом мы смогли удовлетворить не более одной десятой всех потребностей. Это значит, что 90 процентов проектов не смогли получить финансирования в моменте. Там где есть подходящие инструменты, такие как льготный кредит, ГЧП, компании будут ими пользоваться.
Вместе с экспертным сообществом, с IT-компаниями, с ключевыми предприятиями-лидерами обсуждаем различные форматы взаимодействия. Доступ к капиталу, доступ к ресурсам существенно сократился, а масштаб и амбициозность задач существенно возросла. Здесь мы увидели ряд проектов, которые хотели бы привлекать в свои проекты финансирование в режиме инструмента ГЧП. Коллеги видят там и монетизацию, и объём средств, которые они готовы через такой инструмент привлечь. Большой спрос на внебюджетные источники финансирования. Мы когда предоставляем грант, видим, что не менее 20 процентов, а многие компании и больше, вкладывают собственных денег под актуальную задачу. Конечно, бюджетные правила для любого проекта снижают гибкость для IT-разработки. Это сроки кассового исполнения, переносы этапов и объемов работ со всеми необходимыми процедурами, которые удлиняют сроки реализации проекта. И поэтому мы обсуждали такой формат как Фонд целевого капитала, наполнение которого идёт из внебюджетных источников. Все это призвано в комплексе повысить гибкость инструментов, дать разработчикам и потенциальным заказчиками больше маневра. Потому что IT-разработка — это определенная степень свободы с точки зрения управления проектом. Новые инструменты будут появляться. Иначе никак.
РФРИТ поддержал 19 особо значимых проектов на общую сумму гранатового финансирования порядка 16 миллиардов рублей. Общая стоимость проектов была свыше 20 миллиардов. И если это только 10 процентов от потребности, то значит потребность в моменте была порядка 200 миллиардов рублей. Эти цифры озвучивались и на площадке Правительства РФ, и на экспертных площадках. И это только первый срез. Чем дальше мы погружаемся в проблематику, тем больше задач.
IT-сфера — самая быстрорастущая, перспективная. После того как новые решения по замещению зарубежных сервисов будут выведены на рынок, внедрены на предприятиях-лидерах, которые взяли на себя обязательства и сформировали у себя центр компетенций и проектные офисы, встанет следующая масштабная задача — тиражирование по отраслевому принципу. Это значит, что такие решения нужно будет в ускоренном режиме, возможно с задействование новых инструментов финансирования, внедрить в рамках какого-то отраслевого стандарта. Но ключевое — сделать это нужно быстро.
Следующая масштабная задача — продвижение российских решений на зарубежные рынки. Мы с Минпромторгом и Министерством цифрового развития запустили Службу цифровых атташе. Это специально прикомандированные к торгпредствам сотрудники, у которых ключевая задача на рынках стран присутствия заниматься сопровождением IT-проектов, принимать участие в мероприятиях, чтобы сделки состоялись, чтобы российские решения выходили на зарубежные рынки. Решение задачи конкуренции на дружественных рынках приведет к улучшению качества продукта, и привлечению в страну выручки от внешних продаж.
Правительство РФ нас (РФРИТ) поддержало с точки зрения изменения мандата и объемов грантовых средств. Если до 2022 года мы предоставляли грантовое финансирование для одного проекта в объёме от 20 миллионов до 300 миллионов рублей. В 2022 году мы увидели совершенно другие реалии и вместе с разработчиками, с экспертами, отраслевыми мегарегуляторами предложили изменения и по условиям предоставления грантов и по их объемам. В силу уже новой нормативной базы можем предоставлять грантовые средства до 6 миллиардов рублей на один проект со сроком реализации 5 лет. Это абсолютно другие цифры.
Наш (РФРИТ) целевой сегмент — это компании состоявшиеся, у которых есть компетенции, есть квалификация, есть продукт, который можно доработать под цели и задачи, внедрить и тиражировать. Также у нас есть продукт, который был успешен для небольших компаний. Всего МСП в РФ шесть миллионов, а с учетом присоединения четырех новых регионов появятся еще не менее 200 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Мы давали предпринимателям возможность приобрести передовое российское программное обеспечение вдвое дешевле. Возмещали разработчикам половину стоимости, чтобы для предпринимателей это было по более выгодной и доступной цене. Таким образом, стимулировали предпринимателей осуществлять цифровую трансформацию своего бизнеса, переходить в профессиональные программные среды, а для разработчиков это был рост продаж и дополнительные клиенты.