Андрей Балук, исполняющий обязанности директора Городского агентства управления инвестициями
— Почему в Москве лучше, чем в других регионах реализуются проекты ГЧП?
— Легко ли сегодня совмещаются проекты комплексного развития территорий и частно-государственного партнерства?
— Что такое межрегиональные офсетные контракты и каковы их перспективы?
Об этом, а также о преимуществах Москвы как самого большого рынка сбыта и широком инструментарии мер поддержки инвестиционных проектов, которые нужно использовать комплексно.
Темпы развития государственно-частного партнерства оцениваю хорошо, мы развили неплохой темп по развитию ГЧП в Москве. Объем накопленных инвестиций по таким проектам более половины триллиона рублей. Это концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, контракты жизненного цикла, офсетные контракты. Также у нас есть отдельная программа по созданию мест приложения труда.
Две недели назад мы запустили северный дублер Кутузовского проспекта, который был назван по результатам голосования проспектом Багратиона. Это большой инфраструктурный проект, очень важный для города, который позволил связать деловой центр «Москва-сити» с МКАД и улучшить транспортную доступность для жителей Западного административного округа.
Такие инфраструктурные проекты, сопряжение механизмов комплексного развития территории и механизмов ГЧП крайне важны, и в эту сторону нужно двигаться. Проекты ГЧП помогают в реализации проектов КРТ. У нас четыре вида КРТ есть, по большей части это КРТ жилой застройки, то есть это квартиры, которые жители покупают. Чтобы они были востребованы, нужна инфраструктура. Какая? Это социальная инфраструктура, рекреационная, транспортная. Поэтому здесь с этой точки зрения можно этот баланс соблюсти, размещение парка концессии рядом с объектом КРТ. Это безусловный рост стоимости жилья, строительство улично-дорожной сети, трамвайной сети рядом с таким объектом, улучшение доступности жителей таких проектов – это опять же рост стоимости квартир.
Как КРТ и ГЧП могут между собой взаимодействовать? В настоящее время это проблематично с точки зрения законодательства, потому что проекты КРТ сопрягаются с проектами ГЧП по касательной. То есть нельзя сейчас в территории, которая публичной стороной предоставлена по договору КРТ в аренду, часть территории изъять под некий проект ГЧП. Потому что КРТ – это публичная процедура, в рамках которой проводится оценка и определяются обязательства инвестора, который заключает такой договор о строительстве тех или иных объектов. Необходимы законодательные изменения. Есть поручение президента на этот счет. Поэтому думаю, что в ближайшее время коллеги из Минстроя России эту тему дальше будут развивать.
Почему в Москве лучше, чем в других регионах реализуются проекты ГЧП? По концессионным соглашениям мы предоставляем ликвидное имущество в концессию для создания тех или иных объектов. У нас у большей части таких соглашений нет бюджетного участия. Московская агломерация самая крупная, поэтому спрос на товары и услуги, которые в рамках концессионных соглашений создаются, велик. По офсетным контрактам мы безусловные лидеры, больше 70 процентов всех офсетных контрактов заключены Москвой, потому что госзаказ Москвы – это крупнейший госзаказ в России.
Офсетный контракт заключается на региональном уровне. Это закупка товаров или услуги взамен на обязательство инвестора инвестировать в инфраструктуру города, создание нового производства, закупку оборудования и т.д. Также законом предусмотрены межрегиональные контракты, но, к сожалению, пока ни один такой контракт не заключен. Но это хороший инструмент социально-экономической поддержки регионов и увеличение сбыта продукции для инвесторов и поставщиков, которые такие контракты заключат.
В Москве три четверти офсетных контрактов – контракты в сфере здравоохранения. Это поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий. Конечно, гарантировать большой объем закупки товаров, кроме Москвы могут буквально несколько регионов. Москва – это крупнейший рынок сыта продукции. Поэтому сейчас с регионами прорабатываем вопрос возможности заключения межрегиональных офсетных контрактов, чтобы регионы в эту тему заходили.
Офсетный контракт – это не только импортозамещение, это и переход на российское сырье, создание новых предприятий и рабочих мест, налоговые отчисление для бюджета города. Заключая офсетный договор, государство (публичная сторона) берет на себя обязательство по закупке определенного объема товара.
Есть и другие меры поддержки. Инвестор, который заходит на реализацию крупного, высокотехнологичного проекта, использует все имеющиеся инструменты. Начиная от льготного предоставления земельного участка, в большинстве своем в особых экономических зонах, где действуют налоговые льготы, и кончая мерами поддержки, связанными с возмещением затрат на инфраструктуру. Большой инструментарий мер существует и сопрягая их, получается сложить экономику и рентабельность проектов, которые реализуются в Москве. Все крупные фармпредприятия, которые построены в рамках офсетных контрактов, размещаются в особой экономической зоне «Технополис Москва».
Нужно развивать механизмы ГЧП и далее. Инфраструктуру, которую можно создавать с использованием внебюджетных источников финансирования, нужно создавать. Не нужно тратить бюджетные деньги там, где инвестор может хорошо и качественно реализовать проекты.