Анна Багинская, управляющий директор-начальник центра ГЧП Сбербанка
— Какие задачи решают регионы с помощью концессионных соглашений?
— Меняется ли поведение инвесторов на этом рынке?
— Почему офсетные контракты популярны в Москве, а в регионах к ним относятся настороженно?
Об этом, а также о первых регионах, построивших школы по концессии, о величине и разнообразии концессионного портфеля Сбербанка и перспективах страхования в этой сфере.
Сейчас, наверное, пик использования ГЧП-механизмов. Большая часть из более чем четырёх тысяч соглашений на рынке демонстрирует активный интерес к использованию ГЧП.
Регионы осознали свои потребности. В сфере ЖКХ, мусоропереработки и мусоросортировки, и даже в социальной сфере, которая раньше не была задействована в концессионных механизмах. Школы, кампусы, спортивные объекты. Ориентиры, где нужно поправить инфраструктуру, дают нацпроекты. Регионы используют федеральные средства и привлекают частные, сокращая нагрузку на бюджет.
Отмечаются некоторые трудности. Концессия — это не только строительство, а ещё и оснащение, оборудование. Сейчас пришлось перестроить логистику, искать новых поставщиков, особенно для узкоспециальных проектов. С другой стороны, есть давление на капитал, ключевая ставка приводит к большому удорожанию внебюджетного финансирования. В то же время, существует механизм поддержки субсидирования ставки в отдельных отраслях, которые нивелируют в отдельных подотраслях негативное влияние на проекты.
Мы видим возникновение большого числа новых инвесторов, которые раньше никогда в концессиях не участвовали, есть примеры переориентации на новые отрасли. Например, за последние несколько лет дорожники, которые в основном занимались крупными дорожными проектами, в отдельных субъектах переориентируются и строят даже социалку. И это не благотворительность, это чистое ГЧП.
ГЧП — это бизнес-инструмент, и те инвесторы, которые однажды попробовали поучаствовать в таком проекте, зачастую возвращаются.
У нас самый большой концессионный портфель, самый разносторонний, около 330 проектов. Общий инвестиционный бюджет около 170 миллиардов рублей. Этот опыт мы использовали следующим образом. К нам обратился ряд регионов, которым нужно было построить много школ, а бюджетного финансирования в моменте не было. Они нуждались в частных инвестициях, длинных кредитах и просили помощи упаковать проекты в концессионный механизм. Мы за свой счет создали продукт – «коробочное» решение — и отдали на рынок, чтобы им могли пользоваться не только наши инвесторы. Это типовое концессионное соглашение, типовая финансовая модель, которая учитывает не только требования законодательства, но и судебную практику, и наш опыт. Сейчас этот продукт можно использовать для подготовки частной концессионной инициативы, для организации конкурсной процедуры.
За последние три года 20 школ введены в эксплуатацию. Сейчас финансируется ещё около 100 больших школ-тысячников в 32 регионах.
Первая концессионная школа появилась в Ханты-Мансийском автономном округе. После этот механизм попробовала Нижегородская область на примере образовательного комплекса, где в одном концессионном соглашении содержалось сразу три объекта, три большие школы. Посмотрев как этот опыт используется на уровне регионов, Минпросвещения решило, что надо запустить госпрограмму. И на неё пришли инвесторы. Например, дочерняя компания ВЭБ.РФ ПроШкола появилась благодаря этой госпрограмме.
Офсетные контракты — неплохой механизм. Он позволяет закрыть не только инфраструктурную потребность на региональном уровне, но позволяет создать и промышленные объекты во всех сферах, которые необходимы конкретному региону.
Офсетные контракты пользуются большей популярностью именно в Москве, потому что обладают определённой спецификой. Офсет не всегда гарантирует на длинном горизонте спрос, на который рассчитывает инвестор. Если в случае с ГЧП есть возможность использовать квази-гарантии от региона, долгосрочные обязательства, то в случае с офсетом такого не происходит. Поэтому инвесторы в качестве запасного консервативного варианта, рассчитывают на коммерческий спрос. В Москве с учётом объема спроса, можно найти альтернативного игрока, который купит твою продукцию. В других регионах такого нет. Тут ещё играет роль «плечо» доставки продукции другому покупателю. Поэтому инвесторы не активно идут в регионы на офсетные контракты.
Мое мнение, что у нас, как у страны, нет другого варианта, кроме использования ГЧП. Бюджет ограничен, а реализовать нужно очень много. У нас только в сфере ЖКХ модернизация и реконструкция существующей инфраструктуры стоит примерно 4,5 триллиона рублей. А нужна и новая инфраструктура. Бюджетных источников на это точно не хватит. Нужны внебюджетные инвестиции и не в моменте, а в длинном горизонте. Эти деньги у банков есть, но нужна гарантия соблюдения правил. Если мы сохраним правила и баланс интересов государства и инвесторов, тогда частные инвестиции будут ровно и уверенно продолжать течь в сферу инфраструктуры.