Ирина Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ
— Какие направления развивают города с помощью государственно-частного партнерства?
— В чем главная ошибка властей при взаимодействии с концессионером?
— За счет чего некоторые города сильно улучшили свое положение в рейтинге ГЧП?
Об этом, а также о главных страхах глав территорий, продвинутых мэрах, новых направлениях развития государственно-частного партнерства и возможностях накопления компетенций.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это партнерство государства и бизнеса. Если говорить про направления, по которым ВЭБ работает в сфере ГЧП, — это городской общественный транспорт, аэропорты, водоснабжение, водоотведение, крупные инфраструктурные проекты, строительство школ в концессии. Можно перечислять много направлений развития городов, по которым есть запрос у горожан.
Одна из больших ошибок, когда власти передают какой-то объект в ГЧП и дальше не участвуют. Нужно постоянно работать вместе с концессионером, улучшать это взаимодействие, и тогда получится отличный результат. При этом нужно работать и по инновационным направлениям. Коллеги, которые занимаются аэропортом «Пулково», говорили, чтобы не отстать от новых форм, нужно обязательно работать с ВУЗами.
100 городов были сегодня на связи, потому что тема концессии волнует, бюджетного ресурса на все не хватит, а люди хотят жить качественно сегодня. Тема ГЧП сквозит в запросах городов, и я думаю, что проблема заключается в том, что не все города понимают, как работать по этому механизму.
Сегодня Центр ГЧП обнародовал рейтинг городов. Больших успехов достигли Южно-Сахалинск и Воронеж. Некоторые города совершили большой рывок в рейтинге ГЧП. Среди них Липецк, мы этим городом гордимся, там классная глава Евгения Уваркина, это тот руководитель, который горит темой развития города. Как только появляется новый инструмент, продвинутые мэры говорят: «Я готов». Классный пример межмуниципального трамвая, который идет из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму. Уникальный опыт. Эти населенные пункты не далеко друга от друга, но когда между городами есть такой вид транспорта как трамвай, мне кажется, это очень интересно.
Кто сделал рывок в рейтинге ГЧП? Ижевск с 38-го на 24-е место. За каждым пунктом стоит огромная работа. Ростов-на-Дону с 45-го на 25-е место. Уфа с 42-го на 17-е, Красноярск с 53-го на 27-е. Конечно, это прорывные истории, это лидеры этого года. Такой рывок связан с тем, что формируют проектные офисы именно по теме ГЧП в городах, потому что каждый день этой темой заниматься сложно, если у тебя еще много других функциональных обязанностей. Вторая тема – важно видеть стратегическое развитие своего города. Все больше городов разрабатывают мастер-планы и идут по вехам этого плана.
Главный страх ГЧП у руководителей городов: «Если я что-то отдал в концессию – я потерял». Но на самом деле, если мы говорим про концессию, то объект, проект никуда от тебя не уходит, ты просто отдаешь часть возможности развития в другие руки. Но при этом важно вкладывать свое время в управление этим проектом с точки зрения компетенций региональной или муниципальной власти.
Многие города хотят отдать центральный парк в концессию. Любимое место горожан должно быть в порядке, работать по правильной финансовой модели, правильно управляться, и не всегда на это есть деньги и силы. Это отдельная история и на следующей Неделе ГЧП через год мы этому уделим большое внимание.
Сейчас запускается обучение двухсот городских команд. Тема: «Индустрия гостеприимства». Это первая в России отраслевая программа. Двести городов через год расскажут о тех суперпроектах, которые запускаются именно по направлению ГЧП, именно в сфере туризма. Мне кажется, что за этим большое будущее и это то, чем мы будем выгодно отличаться от других направлений.
Если бы я была мэром, я бы посмотрела, что у кого получилось, и не стала изобретать заново велосипед. И тогда проектов ГЧП станет больше и страхи, которые есть внутри, развеются и уйдут.
Инвесторы тоже учатся и тоже накапливают компетенции. Как только пул инвесторов, у которых есть знания в определенных отраслях, станет больше, тогда и выбор у городов станет больше. Например, в сфере тепла мы знаем несколько компаний, которые являются действительно специалистами в этой отрасли. И конечно, мы городам говорим, у кого есть нужная компетенция. Это дорога навстречу друг другу. С одной стороны накопить компетенции в городе, а с другой стороны — компетенции у инвестора в управлении такими проектами и на таких принципах.
В сфере ГЧП недавно провели опрос о том, какие направления наиболее перспективные для развития городов в сфере ГЧП. Самый большой запрос на складывание разных знаний по комплексному развитию территорий. Эта тема должна получить больше развития. Ею занимается Центр законодательных инициатив ВЭБ.РФ.
Если нет опыта на региональном уровне, муниципальном или у инвестора, надо идти учиться в Национальный Центр ГЧП, чтобы получить там базовые знания. Там есть курсы для новичков, для средне- и серьезно продвинутых, там есть возможность добирать знания.
ВЭБ.РФ много лет работает по теме моногородов. С одной стороны, может выделить средства на развитие инженерной инфраструктуры, а с другой стороны – дать льготный заем инвестору, который придет на эту инфраструктуру. Здесь получается двойная выгода. И государству, и инвестору. А где есть выгода обеим сторонам, проект состоится в более короткие сроки и эффект от него будет гораздо выше.