Аркадий Богданов, предприниматель, основатель компании «Тюмень Экопродукт», бренда «Ями Ями»
— В чем особенности производства компании «Тюмень Экопродукт»?
— Можно ли зайти в торговые сети, не вкладывая денег в PR, рекламу и маркетинг?
— Через сколько лет зарплата в собственном бизнесе приблизилась к той, что платили по найму?
— Правда ли, что в бизнесе нет невыполнимых задач?
А также об опыте грузчика-директора, провальном планировании первого бюджета, наставниках с жесткой жизненной позицией и о том, что амбиции в бизнесе не всегда стоит измерять количеством денег.
Это формат производства продуктов питания без искусственных добавок. Натуральный продукт выполнен в ручном режиме с полным контролем качества. Сегодня мы производим морсы, джемы, варенье и фруктово-ореховые батончики. В планах есть расширение линейки и географии продаж.
Планируем выход не только на российский рынок. Рассматриваем продажи в Китае и Европе.
Сейчас в скольких регионах продается ваша продукция?
Мы присутствуем более чем в 15 городах. Без финансовых вложений в маркетинг, PR и рекламу продукции очень сложно заходить в торговые сети. В Тюмени нас поддерживает местное правительство. Поэтому есть возможность попасть в федеральные сети по ценам, которые нас устраивают.
К предпринимательству вы пришли интересным путем: окончили экономический факультет, построили хорошую карьеру. Почему решили из найма перейти к ведение своего дела?
За несколько лет я стал одним из директоров крупной тюменской компании. Желание самостоятельности толкнуло меня на дорогу собственного бизнеса. Первую компанию открыл в 2012 году. Хотелось что-то создать, и первая финансовая цель была продублировать свою зарплату. Добился я этого только через 2 года.
Моя логика следующая: можно работать по найму, поработать 2-3 года, достигнуть определенных высот, в результате чего тебе повысят зарплату на 10%, и ещё три года она будет неизменна. В собственном бизнесе я могу получать больше, например, сегодня 150 тысяч рублей, а завтра – один миллион. Возможности шире!
Одной из основных характеристик производственного бизнеса является стоимость сырья. По факту все деньги сейчас инвестируются в производство?
Да, постоянно покупается какое-то новое оборудование, или оно модернизируется, увеличиваются мощности. Первые 3-4 месяца график работы был сложный. Утром загружал продукцию и развозил по точкам. А в 13:00 – 14:00 часов надевал рубашку и из курьера превращался в директора.
Что и кто является вашей точкой опоры? Что помогло стать предпринимателем? Мой характер воспитала и приложила больше всего усилий для моего становления моя жена.
Жена всегда говорила, если ты выбрал дорожку предпринимателя, то будь в ней счастлив и не ной. Либо… смени дорогу.
Если ты выбрал этот путь, он прикольный и классный. Так не надо расстраиваться по мелочам и опускать руки.
Другой мой наставник – это бывший руководитель, собственник компании, где я работал. Человек, который научил, что нет ничего невозможного.
Если есть задача в бизнесе, то всегда можно сломать головой стену, можно сломать её аккуратно, можно с разбегу. Но в бизнесе нет невыполнимых задач.
Я приехал на интервью на машине, которую выиграл в споре с наставником. Необходимо было сделать реконструкцию склада, и я обозначил наставнику необдуманный срок. В итоге поспорили на машину руководителя.
Как сейчас выглядит структура вашего бизнеса?
Есть заместитель по производству, это самодостаточный специалист, что позволяет мне бывать на производстве один раз в несколько месяцев. Найти сильного коммерческого директора пока не смог.
Когда ты уходишь из каких-то мелких проблем с закупом, планировкой оборудования, ты начинаешь мечтать, а мечты уже оцифровывать.
Выход на рынки Китая – это казалось невозможным. Сейчас это абсолютно осязаемый проект с возможностью продажи продукции на миллионы. Это выход на другой уровень заработка и амбиций.
Что вы считаете провалом в бизнесе?
Неумение нормально планировать.
Не сумел нормально спланировать первый бюджет, затем не смог спланировать бюджет во второй раз, когда необходимо было брать займ не 5 млн, а 25 млн. Мы сэкономили на спичках и понесли финансовые потери, за которые я до сих пор расплачиваюсь.
Надо было вложить в хорошего продажника, рекламщика, потратить больше на 6 млн в год. Это всё бы давно окупилось.
Сейчас мы не экономим. Персонал, который сейчас работает в компании, полностью отвечает тем функциям, которые выполняет. Все на своих местах.
Сейчас исправляю ещё одну ошибку. Мы будем вкладывать деньги в раскрутку продукции, бренда, личностного бренда.
Я себя называю старовером. Считал, что можно поставить на полку продукцию и её обязательно купят. А потом понял, что люди продают непонятно что при помощи грамотного продвижения в социальных сетях.
Сейчас мало молодых ребят приходит в производство, на твой взгляд, почему?
Первая проблема производственного бизнеса – придумать что-то новое. Вторая проблема – большое количество процессов в производстве. Кроме того, санитарные нормы, персонал, рецептура, поставщики.
У меня сейчас лучше получается производить, чем продавать. Если мне оставить только производство, я буду абсолютно счастливым человеком. Я могу произвести всё что угодно в пищевой промышленности.
Производство – одна из самых долгих стратегий. Я не понимал, что это за рынок. Думал, что будут покупаться по 30 бутылок морса в день. А на деле, приобретается 1 бутылка морса в день.
По России мы не можем заплатить за полку, чтобы быть представленными на хорошем месте в крупных торговых сетях. В Тюмени действует программа «Покупай, тюменское». Она помогает заходить в крупные торговые сети. С нами, по крайней мере, разговаривают.
Советовал бы ты стать предпринимателем?
Конечно. Много примеров видел, когда предприниматели опускают руки. Хотя проблема ничего не стоит. Разбиваются мечты о какие-то надуманные проблемы, технические сложности. Хотя эти проблемы можно решить за 2-3 недели.
Если ты залез в эту драку, и она тебе нравится, то даже когда проблем будет сто тысяч, никогда не опускайте руки.
Я оцифровал свои финансовые потребности. Они укладываются в 130 млн рублей. Дальше амбиции должны быть не только в деньгах. Это развитие, выход на новые рынки, мировая известность. Интересно что-то создавать, открывать новые рабочие места.
Мне приятно осознавать, что мои сотрудники могут себе позволить больше, чем когда зарабатывали раньше. Мне нравится платить сотрудникам много. Я не жадный в этом отношении.