JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Станислав Попов: Моя задача – исключать интриги и не поддерживать слухи. Танцы – субъективно оцениваемый вид спорта, и личные взгляды здесь играют определенную роль
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Станислав Попов: Моя задача – исключать интриги и не поддерживать слухи. Танцы – субъективно оцениваемый вид спорта, и личные взгляды здесь играют определенную роль

от Анастасия

Станислав Попов, народный артист России и президент РТС

Как чувствует себя сегодня танцевальная индустрия в России?
Чем уникален Кубок Кремля? И как политика влияет на мир танцев?
Почему большинство танцевальных пар-легенд – партнеры не только на паркете, но и в жизни?

А также о тонкостях судейства на различных турнирах, об истории создания Российского танцевального союза и еще о том, как были «зажаты» билеты на турнир будущему Президенту страны.

Танцуйте и будьте счастливы

Танец – это жизнь. Сначала я профессионально занимался спортом, а потом танец вошел в мою жизнь. И это продолжается долгие десятилетия. Я не случайно придумал слоган: «Танцуйте и будьте счастливы». Это абсолютно верное словосочетание, которое подтверждается теми людьми, которые начинают заниматься танцами.

Танцевальная индустрия в России за последние десятилетия изменилась, возникло большое количество клубов, развивается движение Pro Am. Компания GallaDance находится в системе Международной ассоциации танцевальных студий. Возникают и не очень публичные танцевальные движения, проходят танцевальные акции, где принимают участие руководители крупных корпораций, члены Правительства. Это хорошо. Ведь чем больше знаковых людей занимается бальными танцами, тем лучше для танцевальной индустрии.

Лучшие танцевальные пары мира зарабатывают хорошие деньги, достаточные для поддержания своего уровня жизни. Конечно, эти доходы не сравнимы ни с теннисом, ни с футболом, ни с хоккеем, ни с многими другими видами спорта. Спортивные танцы не часто показывают по телевизору, а телевидение всегда давало возможность любому виду спорта войти в жизнь общества.

Танцы – самое массовое спортивное движение

Танцы – это социально необходимое явление, семейный вид спорта. Очень красивый и интересный. Мне кажется, их значимость пока еще не до конца осознана, польза для общества все еще не очевидна. Если бы на телевидении чаще показывали наши турниры, лучшие танцоры стали бы более узнаваемы, то, вероятно, повысились бы призовые фонды, люди стали бы больше зарабатывать. А танцы стали бы более массовыми.

Бальные танцы в Советском Союзе начали развиваться в системе министерства культуры. Затем начали говорить о том, что танцы должны стать видом спорта. Когда это произошло, возникли вопросы: должны ли танцы быть спортивными, нужно ли в квикстепе высоко прыгать, нужно ли быстро бегать? Однако спортивные критерии иногда не совсем применимы к бальным танцам, потому что танцы – прежде всего, танцевальное искусство. Я всегда считал, что спортивные танцы – это сочетание искусства и спорта. Они относятся к субъективно оцениваемым видам спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и т.д.

Семь лет назад мне вручали главную награду Национального олимпийского комитета. И там я сказал о том, что не все люди играют в футбол, но каждый человек обязательно танцует. И если танцы – спорт, то на уровне физкультуры – это самое массовое движение.

Через Кубок Кремля прошли все лучшие танцевальные пары мира

Кубок Кремля проводится с 1995 года. Официально тогда он назывался Кубок мира по латиноамериканским танцам среди профессионалов. А с 2007 года мы начали заниматься и любительским танцевальным спортом. За это время провели 25 Кубков мира, 25-й юбилейный состоялся 22 января 2022 года. После, в связи со всем известными событиями, появился новый формат «Кубок Кремля – Гордость России!».

Нам, действительно, есть чем гордиться. Через Кубок Кремля прошли абсолютно все лучшие танцевальные пары мира. Кстати, первый турнир прошел в «Лужниках», а уже с 1996 года мы переместились в Государственный Кремлевский дворец. Начиная с самого первого турнира, у нас танцевали все финалисты чемпионатов мира. Это был самый популярный турнир по приглашению. Дело в том, что в мире осталось очень мало турниров по приглашению. Почти все стали открытыми. А мы приглашаем лучшие российские танцевальные дуэты, приглашаем пары, которые готовы приехать и поддержать турнир, мы им за это благодарны.

Могу сказать, что за две-три недели до старта уже трудно найти билеты на это событие. Турнир проходит на очень высоком уровне. И с годами уровень растет. Сегодня Кубок Кремля, с точки зрения оформления и зрелищности – лучший в мире.

EADC получит новое развитие

В связи с тем, что у российских пар стало меньше возможностей танцевать на международных турнирах, есть ощущение, что колоссальная энергия накапливается внутри страны. Сейчас очень большая конкуренция между клубами, между ведущими парами. Но, безусловно, важно выходить на международные турниры, танцевать с международным судейством. Внутри страны может быть один результат, а на международном уровне – совершенно иной. Например, на международном Blackpool Dance Festival или чемпионате Великобритании.

Мы сейчас возобновляем деятельность Евро-Азиатского танцевального совета. Пять лет назад был создан EADC (Euro-Asian Dance Council), я президент этой организации. В связи с пандемией были ограничены возможности сотрудничества. Затем из-за политической ситуации из президиума ушли представители Польши и Украины. А сейчас мы возобновляем деятельность, приглашаем Казахстан, Киргизию и другие страны. Возобновляем контакты с Малайзией, Филиппинами, Индонезией. Организация получит новое развитие.

Судья может сказать: «Я так вижу»

Blackpool Dance Festival известен с 1920-х годов. В 2024 году был проведен 98-й турнир. Для всех танцевальных пар – это главная площадка, куда хочется приезжать и участвовать.

В оценке танцев много субъективности. Судья – это субъект, который выражает свое мнение в соответствии с системой ценностей, которую приобрел в течение своей карьеры. На Blackpool Dance Festival судят специалисты, которые были победителями этого фестиваля или чемпионами мира. Но на многих других турнирах по-прежнему в жюри входят тренеры. Кстати говоря, в свое время именно это обстоятельство было препятствием, чтобы признать танцевальный спорт олимпийской дисциплиной. Когда судят тренеры, однозначно возникает вопрос субъективности, у всех есть определенные предпочтения, к примеру, кто-то кого-то учил. На некоторых турнирах есть правило, что судьи не должны в течение какого-то времени преподавать, чтобы избежать таких ситуаций. Так что тема объективности судейства очень деликатная.

Я не обсуждаю с судьями их оценки. Был случай на Кубке Кремля, когда одна из пар-лидеров последних лет не выиграла. И мне показалось это не совсем правильным, позиция лидера не может сразу измениться, должно пройти несколько турниров, в том числе, и международных. Но затем другой международный турнир подтвердил позицию пары, которая победила. После этого общественное мнение успокоилось. Похожая ситуация была год назад на профессиональном турнире по европейским танцам, когда лидер не выиграл турнир. Я всегда говорю танцорам, что проигрыш нужно воспринимать как один из результатов и работать дальше. А разговаривать с судьями по поводу поддержки какой-то из пар я никогда себе не позволяю. Это абсолютно неправильно.

В моей танцевальной жизни был случай, мы с Людмилой танцевали на чемпионате мира 1983 года в Лондоне. Там одновременно проходил чемпионат мира среди любителей по латиноамериканским танцам, где легендарная пара Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (впоследствии 15-кратные чемпионы мира) заняли второе место, а выиграла пара Маркуса и Карен Хилтон. Так вот один из судей поставил им шестые места за все пять танцев. Многие удивились, но это было его видение, он считал, что эта пара не латиноамериканская. В дальнейшем судьба расставила все по местам. Они завершили выступление в латиноамериканской программе и неоднократно становились чемпионами мира в европейских танцах. Лично для меня важно, каким образом специалист стал судьей, почему ему доверили право судить. А его мнение может не совпадать с мнением других судей. Это его видение. Каждый судья может сказать: «Я так вижу». И аргументов здесь не может быть.

Народная дипломатия на танцевальных турнирах

В нынешней непростой политической ситуации Российский танцевальный союз не возражает, чтобы наши танцоры выступали на зарубежных турнирах. Надо отдать должное World Dance Council, который проводит чемпионаты мира и Европы, во время проведения турнира там не объявляют страны. Это сделано для того, чтобы дать возможность российским танцорам выступать, не вызывая у кого-то негативных эмоций. Для меня это вид народной дипломатии, очень важный в наше время, потому что все катаклизмы должны проходить, а людям нужно устанавливать хорошие отношения и сохранять их.

Большинство легенд бального танца были парами и в жизни

Мне попалась хорошая партнерша, хорошая супруга и хороший партнер в жизни. У нас все сложилось. Мы стали парой в жизни, и стали парой на паркете. В американском журнале про нас писали: «Людмила и Станислав Поповы, пожалуй, самая популярная пара двух континентов». В другой статье было написано: «Станислав Попов – Траволта в бальных танцах». Это было лестно читать, но, к сожалению, было использовано против нас, время было сложное, три года мы были невыездными.

Тем не менее, мы стали первой парой, которая занимала высокие места, перейдя на профессиональный уровень. В 1985-86 годах после того, как нам разрешили выезжать, в Мюнхене были финалистами Кубка мира по 10 танцам, выступали в финалах крупных международных турниров. На популярном турнире в Пфорцхайме были единственной советской парой в финале по европейским танцам среди пяти германских пар. А когда нас пригласили на All Stars World Championship в Токио в 1988 году, мы танцевали в полуфинале, потому что уровень этого турнира выше, чем чемпионат мира. Это было наше последнее выступление. Мы очень много танцевали за рубежом. И, действительно, каким-то образом стали легендами.

Я не знаю, почему какой-то паре удается стать лидером, а какой-то нет. Может быть терпения не хватает танцевать с одной партнершей. Прожить вместе в танцах 27 лет непросто. Были разные периоды, сложные тренировки. Когда пара занимается без преподавателя, накапливаются негативные ощущения, всегда есть соблазн переложить ответственность на партнера. Думаю, что порой ребята не выдерживают этого. Бывает они находят хорошего партнера или хорошую партнершу, возникает симпатия, иногда возникает влюбленность… Хотя некоторые пары сегодня считают, что личные отношения нужно дистанцировать от тренировок, что это мешает. Но я с этим не очень согласен, потому что большинство легенд бального танца были парами и в жизни. Здесь нужно иметь большое терпение, чтобы работать друг с другом.

В начале 1980-х годов вместе с друзьями из Полтавского пединститута, с кафедры психологии подготовили тезисы для всесоюзной психологической конференции под названием «Эффективность совместной деятельности в диаде». Мы выделили блоки успеха каждой пары. На первом месте оказались не техника, не физические данные, а такой блок, который называется «дуэтность», способность работать вместе. Многие пары просто не выдерживают этого, расходятся, ищут другие варианты, другого партнера. Сегодня можно услышать, что раньше были великие имена, пары-легенды. Но каждое время рождает своих кумиров.

Я помню абсолютно все звездные пары последних 30-40 лет. Прежде всего потому, что все они прошли через Кубок мира в Кремле, потому что в свое время мы смотрели с большим интересом на этих танцоров. Могу в каждом десятилетии выделить танцевальные дуэты, которые были легендами того времени.

Чем старше танцоры, тем больше танцевально-политических интересов

Результаты выступлений юниоров по разным направлениям танцев радуют. В системе Всемирного танцевального совета последние годы наши пары-любители не танцуют в финалах. А два года назад Таха Бату Чошар и Александра Повзун были финалистами Blackpool, в прошлом году – полуфиналистами, в этом году – остались на 48 месте, что, на мой взгляд, несправедливо. Справедливости ради скажу, что две наши пары из Starlight Dance Club танцевали в четвертьфинале, а также две пары танцевали в Rising Star. Шариф Мирханов и Анна Долгополова выиграли этот турнир.

Однако, когда мы подходим к открытым турнирам (там нет российских судей), возникает конфликт интересов определенных стран. Великобритании, Америки, Китая. Судьи, которые представляют эти страны, естественно, могут в большей степени поддерживать определенные пары. Поэтому, если говорить о профессиональном танце, например, о наших Кирилле Белорукове и Валерии Айдаевой, мы все считаем, что они никак не могли быть ниже второго или третьего места на чемпионатах мира, когда еще не было разделения в международных организациях. Они бывали в финалах, занимали 4, 5, 6 места. По моему мнению, они были лучшими в мире. Но мое мнение, возможно, не совпадает со взглядом судей.

В последнее время, к сожалению, произошло разделение организации. Возникла новая организация World Dance Organisation, которая отпочковалась от Всемирного танцевального совета. Сегодня турниры проходят среди любителей и среди профессионалов фактически по трем версиям: Всемирная федерация танцевального спорта, Всемирный танцевальный совет и Всемирная танцевальная организация. И это не очень хорошо. В разговоре с руководством нашей организации я высказывал мнение, что нужно выстраивать определенные мосты, как, например, в боксе. Ведь там существует несколько международных федераций, и они создают пересекающиеся турниры, где можно завоевать пояс другой организации, стать абсолютным чемпионом.

И возвращаясь к результатам наших пар… Когда мы начинаем с ювеналов, с юниоров, они очаровательные, талантливые, и там еще не возникает танцевально-политических интересов. Оценка бывает более объективная. Но чем выше мы поднимаемся, тем больше интересов направления, интересов стран, интересов организаций.

В России высочайший уровень тренеров

У нас выросло уже несколько поколений танцевальных пар, которые были чемпионами Европы, финалистами чемпионатов Европы и мира. Целая плеяда великолепных тренеров руководит клубами.

Некоторые тренеры запрещают своим парам брать уроки у кого-то еще, в частности, за рубежом. Я не поддерживаю такой подход. На своем опыте знаю, что, когда занимаешься с разными педагогами, можешь оценить, дает ли это хороший результат, и исходя из этого можешь решать, брать ли уроки дальше. Если же обучение за рубежом имеет чисто политическую цель, то это не очень хорошо.

Наши педагоги тоже преподают за рубежом, очень многие работают в Китае, в разных других странах, преподают и в Соединенных Штатах Америки.

Моя задача – исключать интриги и не поддерживать слухи

Много ли в танцах интриг? Поскольку это субъективно оцениваемый вид спорта, соединение спорта и искусства, то, конечно, личные мнения, личные отношения, личные взгляды играют определенную роль. Но, конечно, здесь никто не подкладывает в туфли гвозди или кнопки…

Я стараюсь заниматься своим делом справедливо и честно, прежде всего, думаю о Российском танцевальном союзе, и, естественно, приходится балансировать. Только в нашем президиуме 15 человек. Это взрослые люди, руководители клубов. Иногда их мнения не совпадают. Поэтому моя задача, во-первых, исключать различные интриги, не поддерживать различные слухи, потому что это не способствует здоровому развитию дела, которым мы занимаемся.

В Российском танцевальном союзе около 400 танцевальных клубов

Я горжусь тем, что 37 лет назад мне предложили создать творческую комиссию по бальной хореографии. В 1986 году было создано Всесоюзное музыкальное общество под руководством гениальной певицы Ирины Архиповой. Ее заместителем был Сергей Усанов, он сегодня заместитель Юрия Григоровича во Всемирной ассоциации балета. В то время он долгое время работал в системе культуры и в Госконцерте, руководил отделом зарубежных турниров. Когда мы стали профессионалами, при его поддержке ездили на зарубежные турниры. И в 1987 году, будучи заместителем Ирины Архиповой, он предложил создать творческую комиссию по бальной хореографии, профессиональную организацию. В то время создавались комиссии профессионалов по разным видам искусства. Мы создали комиссию по бальной хореографии, которая стала прообразом Российского национального союза. И 37 лет работаем. За это время провели огромное количество турниров. Организация выросла и принесла большую пользу в развитии бальной хореографии в нашей стране.

Сегодня в Российском танцевальном союзе около 400 танцевальных клубов, более 8000 зарегистрированных танцоров. Это я считаю хорошим достижением.

На Кубок Кремля билеты раскупают заранее

Готовы ли зрители платить, чтобы посмотреть на бальные танцы? Зависит от турнира. Кто-то из организаторов заботится о наполнении зала, а кто-то нет. Я всегда подсказываю, что можно обратиться к местным властям, пригласить участников СВО, врачей, семьи по линии социальной поддержки. Пусть люди приходят и получают удовольствие, наблюдая за этим красивым событием.

Но на таких турнирах, как Кубок мира в Кремле свободных мест не бывает. Люди заранее приобретают билеты.

Есть несколько кандидатов на продолжение моей деятельности

Недавно один из коллег из другой страны спросил меня о том, кто унаследует движение, продолжит дело. А у меня нет времени об этом подумать. Мне кажется, для того, чтобы руководить Российским танцевальным союзом, нужно иметь авторитет в организации и на международной арене. Этот человек должен иметь возможность коммуницировать с лидерами других международных организаций, посещать крупнейшие события. Сегодня есть несколько кандидатов на продолжение моей деятельности. Но… время покажет.

Владимир Путин: «Станислав, «зажал» мои билеты»

Если бы у меня была возможность пригласить на обед, завтрак или ужин любого человека в мире, то пригласил бы Владимира Путина. Я отношусь к нему с огромной симпатией. Однажды, когда он еще руководил международным отделом правительства Санкт-Петербурга, мы вместе летели в самолете. Всю дорогу говорили о жизни, о танцах, о том, насколько это красиво. Я его пригласил на первый Кубок мира, и пообещал билеты. В 2007 году было награждение в Кремле и после вручения я хотел попросить извинения, и напомнил, как 13 лет назад мы летели в самолете. Тогда Путин посмотрел на меня и сказал: «Станислав, «зажал» мои билеты». Мы подготовили для главы государства очень красивый кожаный бокс с символическим билетом, передали его в службу протокола, потому что с собой приносить ничего было нельзя. Я пригласил Владимира Путина посетить наши события.

Считаю, что наша страна должна гордиться своим Президентом, это абсолютно уникальный человек, его трудно сравнить с руководителями многих стран, он, конечно, абсолютно великая личность. Поэтому мне было бы просто по-человечески интересно с ним поговорить.

Тайм-код:

01:47 Блиц
03:46 Станислав Попов — легенда
04:34 Танец – это жизнь
06:38 Танцы – самое массовое спортивное движение
12:02 Про Кубок Кремля
17:08 Про Blackpool Dance Festival и объективность судейства
22:55 Народная дипломатия на танцевальных турнирах
27:44 «Мы стали парой в жизни, и стали парой на паркете»
35:27 «Когда мы подходим к открытым турнирам (там нет российских судей), возникает конфликт интересов определенных стран»
40:08 «Целая плеяда великолепных тренеров руководит клубами в России»
44:05 Много ли в танцах интриг?  
45:54 «37 лет назад мы создали комиссию по бальной хореографии, которая стала прообразом Российского национального союза»
47:49 Готовы ли зрители платить, чтобы посмотреть на бальные танцы?
54:11 Про преемника
55:43 Про случай с будущим Президентом России

Смотрите также: