Алиса Денисова, исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор ПроШкола
— Зачем ВЭБ.РФ вкладывается в образование?
— Профориентация в школах – когда начинать?
— Чем работа в большой корпорации отличается от предпринимательства?
А также о том, ради не страшно показаться смешной, про честность, 150 чатов в Телеграмме и 12 встреч в день – в интервью Алисы Денисовой, исполнительного директора Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральным директором ООО «ПроШкола».
Тайм-код:
- 01:22 Как Алиса Денисова из малого бизнеса пришла в ВЭБ.РФ
- 02:22 «Проведя аналитику, мы увидели, что вся инфраструктура детства, вопреки тренду на увеличение числа детей, сокращается»
- 03:34 «По решению руководства ВЭБ.РФ я возглавила направление «Создание образовательной среды»
- 04:17 «Под образовательной средой мы понимаем инфраструктуру, в которой человеческий капитал может преумножаться»
- 04:55 «Регионы восприняли инструмент государственно-частного партнерства через боль, страдание и обучение»
- 07:00 «ВЭБ.РФ инвестирует в качество жизни»
- 09:43 «Инвестор строит не просто стены, но и думает о запросах конкретного города, конкретных людей»
- 12:11 «Мы создаем обычные школы, но есть возможность резко повысить уровень обычности»
- 14:05 «В этом проекте ПроШкола ВЭБ.РФ выступает как корпорация развития, а во вторую очередь, уже как банк»
- 14:39 «Практика предпрофессиональных классов развивается в нескольких субъектах»
- 16:00 «Детям нужно соприкоснуться с будущей профессией в 10-11 лет, чтобы сделать осознанный выбор»
- 17:59 «На этапе проработки проекта мы задаем вопрос: «Какие предпрофессиональные классы вы хотите внедрять?»
- 19:05 Что должно случиться, чтобы в школах запустилось предпрофессиональное определение?
- 20:34 «Самое трудное в нашей работе – профессионалы начинают выгорать»
- 21:40 «Сила характера и мягкость помогают женщинам достигать успеха»
- 23:07 Принципы Алисы Денисовой, которые помогают достигать результата
- 23:41 «Главный страх – вовремя школу не сдадим»
- 24:03 «Персональная ответственность: ты знаешь все объекты по адресам, всех инвесторов поименно. Меня можно ночью разбудить…»
- 26:23 «Мне нужно, чтобы 7068 детей 1 сентября пошли в новую школу»
- 26:59 Как Алиса Денисова переживает поражение
- 27:37 «Приходит время партнерств, базирующихся на вопросах ценностей, убеждений и смыслов»
- 29:50 «Нам надо научиться делать большие пожертвования в социальную задачу»
- 30:29 Охотно ли бизнес заходит в государственно-частное партнерство?
- 33:02 «До 2030 года я точно буду заниматься школами, детским отдыхом, кампусами»
- 34:00 «Корпоративная среда ВЭБа – мы все заряжены на результат»
- 36:15 «Я мама и государственный управленец новой формации»
- 38:15 «Я не боюсь просить помощи и признаться, что я не знаю, как это сделать»
О проекте создания образовательной среды
Я пришла в ВЭБ.РФ в 2017 году до создания блока, занимающегося образовательной средой, и сначала была погружена в в задачу по диверсификации ОПК. Мы сделали большую программу поддержки льготного фондирования, чтобы военный комплекс получил инструмент финансирования инвестиционных проектов по выпуску новой гражданской продукции. Программа реализуется до сих пор, у нее длинный «шаг»: до 2030 года. В конце 2018 года мы стали анализировать сегмент детского рынка по запросу одного из инициаторов проекта, собирая данные, где учатся дети, где и как проводят время летом. Тогда увидели, что вся инфраструктура (школы, детские лагеря, кружки) параллельно тренду на увеличение детей, сокращается. Появилась необходимость в проработке гипотезы по решению этой проблемы. В Министерство образования и науки РФ, которое существовало тогда, доложили, что мы как аналитики и инвестиционные банкиры видим, что это ниша, в которой не хватает средств, чтобы решить такую инфраструктурную проблему. Через какое-то время эти гипотезы стали стали поддерживаться со стороны и профильного ведомства, и Правительства РФ, и Президента. Так в рамках большой программы городской экономики появилось направление — создание образовательной среды. По решению руководства его возглавила я. Сейчас в этом направлении три больших продукта: школа, кампусы для студентов и детский отдых. Думаем о запуске еще двух проектов, и в следующем году, скорее всего, выйдем в дополнительные сегменты. Если говорить в общем, то под образовательной средой мы понимаем всю городскую инфраструктуру, в которой человеческий капитал может приумножаться. И мы готовы в это инвестировать. За четыре года наш портфель потенциальных и проинвестированных проектов составляет порядка 150 млрд рублей в 35 субъектах РФ. Надеюсь, что количество и суммы будут увеличиваться из года в год.
О государственно-частном партнерстве
ГЧП — это сотни проектов в год. Программа школ молодая, но за 2021 год она выросла в 150 проектов, из них порядка 70 реализуется частным сектором. Это очень большой показатель, потому что до ее запуска таких проектов было всего 19. Изначально все 35 субъектов восприняли ГЧП, которое мы предлагаем, через боль, страдание и обучение. Я благодарна тому, что в Госкорпорации мы сделали программу для обучения городских и региональных команд. В 2021 году благодаря этому проекту мы смогли обучить основам государственно-частного партнерства 100 крупнейших городов страны. Через эту программу мы смогли найти тех, кто в нее сразу поверил, тех, кто поверил в нее после трех модулей, и тех, кто сказал, что точно так делать не будет. Эта образовательная программа решила проблему холодного старта, который есть у каждого формирующегося рынка, когда речь идет о поиске первых партнеров. Благодаря программе нашлись первые 20 субъектов, с которыми мы сразу начали делать первые проекты, готовить концессии, финансовые модели, вовлекать их в проблему, как достойных участников проектных групп.
Сейчас по другим продуктам мы пользуемся этой созданной базой, так как есть набор готовых кейсов и документов, которые можно изучить. Мы — это корпорация развития, которая дает и деньги. Наша задача — оказывать финансовые и нефинансовые меры поддержки в тех отраслях и тем проектам, которые помогают или содействуют реализации национальных целей развития, способствуют улучшению образования. Это не только инвестиции в промышленность, это еще и вложения в качество жизни, в ту городскую инфраструктуру, которая значима для каждой семьи. Этот сегмент не высокодоходный, это долгосрочные инвестиции, где гарантом возвратности является государство. Конечно, в такое «играют» не все банки. Но, например, после запуска программы строительства школ, у нас 5 банков стали инвесторами. Они заходят в программу как кредиторы, как соинвесторы.
Мы принесли в программу не только наш капитал, а еще и методологию построения такой программы. Вместе с Правительством РФ мы ее написали и запустили на рынок. Хотим, чтобы все объекты, создаваемые в рамках проекта, заканчивались не на стенах. Иначе это будут школы, в которые просто вложено в два раза больше денег, чем в обычные стройки учреждений по госзаказу. Сама форма говорит об ответственности частного партнера, которую он берет на 10-15 лет вперед. Как минимум, проектируя и строя школу, он думает о том, как это обязательство будет удерживать: какую поставить мебель, как покрасить стены. Решая сначала такие «гигиенические» задачи, любой частный партнер выйдет на вопрос: а что лучше для качества образовательной услуги в конкретном городе и в конкретном регионе? Он вступит в диалог с архитекторами, министром образования региона, министром экономики, начнет думать о том, как ему оптимизировать эту задачу. Мы хотим, чтобы такой подход стал нормой. Мы бы хотели, чтобы вся школьная сеть в городе, в котором мы присутствуем, развивалась устойчиво, создавала то качество образовательной среды, которое флагманские школы могут обеспечить изначально. В этой программе и в этом направлении ВЭБ.РФ выступает как Корпорация развития, а потом уже как финансовый партнер. Надеюсь, что такой же подход сохранится и в кампусах, когда мы начнем в них инвестировать, и в детском отдыхе, и в дошкольном образовании. Пришло время, когда крупному бизнесу надо участвовать в развитии страны.
О будущих профессиях
Формирование лояльности и заинтересованности в будущей профессии — вопрос не 11 класса. Сейчас детям нужно соприкоснуться с ней в 10-11 лет, чтобы сделать осознанный выбор. Они развиваются и воспринимают мир будущих профессий из небольшого количества источников информации. Задача школы — обратиться к этому вопросу более масштабно. На этапе проработки будущего проекта школы мы всегда задаем вопрос партнерам, какие предпрофессиональные классы вы хотите внедрить. Даже в регионах, имеющих узкий профиль профессий, расширяем возможность детей познакомиться с работой будущего. Цепочка «школа—вуз—предприятие» должна начинаться с простых вещей. Дети ходят в школу, где есть медиакласс, класс робототехники, инженерный или аграрный класс. Эти правильные образовательные инновации помогают определиться с будущим.
О сложностях в работе
Самое трудное в моей работе начинается тогда, когда яркие и сильные профессионалы начинают выгорать от темпа. У нас очень большой объем, так как мы отвечаем за строительство школ в трети страны. Эта ответственность приводит к профессиональной истощенности. Сложнее всего удерживать в команде и мотивацию, и тот темп, который нужен, не давая ей развалиться. На такой стадии мобилизации вопросы психологического комфорта, устойчивости каждого конкретного члена команды — самый важный момент.
Об успехе
Успех — в силе и в мягкости. Женщина может быть очень сильной, во многих случаях гораздо сильнее мужчин, а в сложных ситуациях женщина готова быть еще и мягкой. Это гармоничное сочетание двух противоположностей для меня является ключевыми факторами успеха. Интеллект, знания, управленческие навыки не имеют гендерной специфики. А вот сила и при этом мягкость характера — уникальное сочетание, которое чаще присуще женщинам.
О принципах и страхах
Первый принцип — не врать. Важна прямота, даже если она болезненная. Второй принцип — бесстрашие. Когда взялся за работу и доделываешь ее до конца. Вот до конца — это уже третий принцип. Даже если очень страшно, делай. Когда мне бывает трудно, я возвращаюсь к этим принципам. Что касается страхов, то у каждого они свои. У меня есть такой страх — вовремя не сдать школу. С этим страхом каждый день работаю и я, и вся команда.
Об ответственности и результатах
За 2021 год у меня было 55 поездок в регионы, в этом году будет столько же. У меня 150 чатов с субъектами в Телеграме, по 12 встреч ежедневно. Это не тяжело, это нужно. Я максимально вовлечена в процесс, никогда не беру проект в работу, если я не съездила на земельный участок, если не познакомилась с руководителями местных органов исполнительной власти. Мне важно понимать, что мы делаем, где мы делаем, для кого делаем. Важно знать, кто на этой стороне контрагент, кто будет это строить. Персональная ответственность в том, чтобы знать всех поименно и по адресам. Мне нужно, чтобы 1 сентября 7 068 детей пошли в новые школы. Это то, чем лично я буду гордиться, потому что это моя ответственность. И это достижимый результат. Мы к этому стремимся.
О партнерстве
Сейчас мы сможем построить новый виток развития при объединении. Что такое партнерство? Это когда вы вместе смотрите одинаково на будущее, вы к нему вместе идете. Мне нравится ГЧП, в котором нужно построить образ результата не на 2 года, а на 15 лет вперед. Когда мы начали программу, половине страны задавали вопрос, а какой вы видите школу через 3 года, через 10 или 15 лет. Построение модели партнерства, когда мы вместе начинаем думать едиными смыслами в каком-то горизонте. Приходит время партнерств, не экономических, а базирующихся на каких-то вопросах ценностей, убеждений и смыслов. Крупному бизнесу надо научиться делать большие пожертвования в социальные задачи: школы, вузы, здравоохранения.
О ролевой модели
Ролевая модель на данный момент для меня — мама и государственный управленец новой формации. Надеюсь, я успешная мама. Под крылом растут трое детей растут, и они все разные. У кого-то ставка на академическое образование, у кого-то — на спорт, у кого-то — на театральное искусство. Я точно не предприниматель сейчас, потому что это не мой бизнес. Я, скорее, управленец нового типа, у которого в ценностях инвестиционные показатели, привлечение внебюджетного капитала к решению государственных задач. Вот так я себя сейчас чувствую.
Об ошибках
Важно не бояться проблем и ошибок. Мне не стыдно признаваться в том, что я не могу решить задачу, я готова получать консультации и слушать рекомендации от коллег. Ради дела мне не страшно казаться смешной. Мне и самой нравится помогать команде, я выступаю как бесплатный коуч и ментор. С радостью делюсь и энергией, и знаниями.