JavaScript отключен. Страница может работать с ошибками.
Пожалуйста, включите JavaScript
Стать своим в любой стране – секретные приемы разведчика, которым можно научиться
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |
  • Полезный контент для бизнеса
  • |
  • Интервью с предпринимателями
  • |
  • Репортажи с крупнейших событий
  • |
  • Отраслевые дискуссии
  • |
  • Индустриальное кино
  • |
  • Профайл предпринимателя
  • |
  • Продакшн полного цикла
  • |
  • Школа коммуникаций
  • |

Стать своим в любой стране – секретные приемы разведчика, которым можно научиться

от Анастасия

— Трудно ли вернуться на родину через 20 лет жизни за рубежом?
— Какой промах допустила молодая супружеская пара русских разведчиков в Канаде, пригласив на ужин соседей?
— От чего бесполезно ограждать молодежь? И чему важно научить?

Андрей Безруков, полковник службы внешней разведки в отставке, профессор МГИМО, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, на Петербургском международном юридическом форуме дал интервью «Детской редакции». Бывший разведчик рассказал о сложностях профессии и самых нужных для нее навыках, назвал историков патологоанатомами политики и подчеркнул, что для юриста понимание истории – важнейшая составляющая.

Вам удалось воплотить мечту многих мальчишек и стать профессиональным разведчиком. Случайно судьба так распорядилась или это ваше сознательное решение?

Случайно, ведь люди же не ходят по улице, пытаясь попасть в разведку. Но каждый мальчишка мечтает то о космосе, то о разведке, то об Арктике и т.д. И когда мне соответствующие люди предложили, я не стал отказываться.

Разведка – про умение слушать и слышать главное. Как можно развить в себе такое умение?

Разведчик – это человек, которому все интересно. Он должен обладать неким моторчиком, который толкал бы его каждый день делать из себя что-то лучшее. Работать с людьми – сложно, это огромные затраты эмоций. Очень важно сохранять интерес, пытаться найти истину, достичь цели, по крупицам выстроить нужный процесс.

Вы 20 лет жили вдали от России. Тяжело было вернуться? Что вам помогло перестроиться?

Возвращаться в свою страну, в свою культуру всегда легче. Но, конечно, это требует времени. Потому что за 20 лет образуются привычки. И возраст уже совершенно другой. Я вернулся в 50 лет. Люди такого возраста уже сходятся не так быстро, адаптируются медленнее. Когда я был студентом, познакомиться с кем-то было очень просто… А выстраивать вокруг себя экосистему из взрослых людей, близких по возрасту, сложнее. Им тяжело, когда в окружении появляется новый человек, к нему сложно привыкнуть. Чтобы тебя приняли в свою экосистему, нужно что-то дать, нужно как-то понравиться.

Что вам помогло перестроиться?

Во-первых, профессиональная и человеческая адаптивность. А также интерес к людям, интерес к делам.

Что для вас было самое интересное и самое сложное в разведке?

Сама разведка. Разведка – это очень большая организация. И разведчик в моем лице играет только одну маленькую роль. Правда, на переднем крае. Разведка –эмоционально и физически очень затратная работа. Потому что каждый день приходится соприкасаться с новыми людьми, с новыми проблемами. И это обогащает. Если не стоишь на месте, то чувствуешь, как вершится история. И ты сам принимаешь участие в этом процессе. Это интересно.

Как вам удавалось приспособиться к менталитету другой страны? Дайте совет.

Совет простой – надо слушать и слышать. Люди разные, нации разные, культуры разные. Когда работаете с другой культурой, надо понять, откуда они появились, что для них важно, как они общаются. Возьмем киношный пример – Джеймса Бонда. Он хоть раз что-нибудь съел? Нет. Выпил много, но не съел ничего. Если смотрим французское кино, то там половина действий проходит за столом. Все дело в том, что для англосаксов еда не важна. И разведчик должен понять, что важно для этих людей, что он им может дать. А они очень практичные люди, они ждут результата. Если вы не выглядите так, то вы – чужак.

Расскажите историю из вашей практики.

Это случилось по молодости, был один из моих первых контактов в Канаде. Мы с супругой решили пригласить местную семью домой на ужин. Мы считали это хорошей идеей. А они пришли и растерялись… Обычно на так называемые party зовут много людей, это фуршет, где можно ходить и общаться. Мы поняли свою ошибку.

Что считаете самым важным сейчас в образовании детей и подростков? Чему нужно обучать в юридической сфере?

Надо понимать историю. Я бы сказал, что историк – это патологоанатом политики. Он изучает, что произошло и почему. Только что я был на прекрасной презентации, где министр юстиции Константин Чуйченко говорил про декабристов. Когда я учился в школе, то было совершенно другое понимание этого явления. А если с юридической точки зрения посмотреть, то надо второй раз подумать, что это дало России.

Юрист работает законом, а закон – это правила игры, значит юрист должен понимать, как правила влияют на игру. Стоит поменять правила и жизнь вокруг поменяется. Для юриста понимание истории, понимание почему сложилось именно так, очень важный навык.

От чего сейчас важно защищать молодежь?

Ограждать молодых людей от познавания мира, от попыток что-то сделать, совершенно бесполезно. Но у меня есть ощущение, что школа в последние годы не давала широкого системного образования. Советская школа была одной из лучших, по своей структуре – это калька французской и немецкой школ. Это была очень глубокая гуманитарная система, каждый выходящий из школы знал понемногу все, в отличие от американской, где знают кусками. У них история преподается по-другому, даются только факты, но никто не помогает информацию связывать, строить логические цепочки.

В немецкой, французской и российской школе история преподавалась особенно хорошо. И сегодня за объемом информации, которую пытаются вложить в голову ребенка, теряется качество подачи. Ребенок что-то запоминает, а логику ему не дают. Очень важно, не загружать детей фактами, которые всегда можно найти в интернете, а дать логику вещей. Важнее не ограждать детей, а помогать им правильно разбираться в произошедшем и происходящем.

Софья Курашова – ведущая «Детской редакции».

Смотрите также: