— Какие тренды современного образования глава ведущей бизнес-школы страны считает наиболее значимыми?
— Почему стоит получать именно фундаментальное междисциплинарное образование? От каких рисков оно убережет в будущем?
— Насколько широко раздвигаются возрастные рамки слушателей Школы управления Сколково?
Александр Ким, руководитель Школы управления Сколково, в разговоре с ведущей Детской редакции Валерией Лучкиной также поразмышлял о том, чем Петербургский международный экономический форум может быть полезен подростку.
Все знают, что Школа управления Сколково – для взрослых, а есть ли у вас что-то для молодежи?
Школа управления Сколково, действительно, начиналась как школа для развития управленческих компетенций и навыков для взрослой аудитории. Однако мы живем в концепции обучения на протяжении всей жизни, это означает, что от ядра взрослой аудитории, с которого все началось, происходит движение и в сторону более зрелых профессионалов 55+, и к более молодой аудитории –одиннадцатиклассникам.
Как подготовиться к будущему и подобрать себе подходящую профессию в нестабильные времена?
Хороший вопрос, но ответа на него не существует. Могу лишь обозначить базовые подходы, которые нужно принимать во внимание в быстро изменяющееся время. Во-первых, широкое фундаментальное междисциплинарное знание точно поможет в будущем. Не нужно относиться к обучению, как к получению профессии на всю жизнь. С большой долей вероятности нам всем придется учиться на протяжении всей жизни и осваивать несколько профессий в течение нашего пути. Широкое, фундаментальное междисциплинарное знание позволит быть готовым к разного рода вызовам и даст больше альтернатив в будущем. На таком принципе основывается программа «Бизнес-бакалавриат».
Чему сейчас стоит учиться и что будет актуально в любое время?
Прежде всего, навыки, связанные с коммуникацией, взаимодействием с людьми, навыки работы в команде, все аспекты, связанные с формированием важных человеческих связей. Естественных связей. Потому как искусственный интеллект в других сферах может нас превзойти во многом.
А можете привести примеры таких профессий?
Сейчас сложно говорить о том, что будет через 5-10 лет, мир настолько сложно меняется, что, наверное, попытка предсказать заранее обречена на провал. Но хочется, чтобы все понимали, что выбор любой профессии – это не приговор.
Мы находимся в Санкт-Петербурге, и на память приходит опыт Чайковского, который отучился в Императорском юридическом правовом училище, стал юристом, поступил на службу, но в итоге выбрал другую профессию, начал учиться в консерватории, и стал великим композитором. Этот пример показывает, что по большому счету неважно, какую профессию выбирать, если это будет хороший ВУЗ, который даст основу широкой междисциплинарности. Это позволит в будущем реагировать на вызовы, подкидываемые жизнью. А жизнь нам точно будет давать все новые и новые поводы развиваться, учиться и двигаться дальше,
Какие тренды в образовании вы бы отметили?
Я бы выделил три тренда. Это мультиформатность, которая позволяет учиться одновременно и онлайн, и очно. Гибридные форматы учебы делают обучение более эффективным. Второе направление – это обучение на протяжении всей жизни. Надо натренировать в себе навык постоянной готовности и способности учиться. И поэтому тренд в образовании – предлагать на протяжении всей жизни образовательные программы, которые позволят получать необходимые навыки, компетенции, знания. И третье направление – глобальность. Это означает, что сейчас знания по своей сути международные. Надо смотреть, что интересного, эффективного, полезного происходит в мире, и как это можно применить внутри страны. И наоборот, что из нашей страны можно экспортировать и дарить миру.
Вы затронули тему разных форматов обучения, а как не потеряться на образовательном пути?
Думаю, что в этом смысле важна связь поколений. Под этим я подразумеваю общение и советы с мудрыми старшими товарищами, работу с профессиональными людьми, которые помогут и подскажут. Нужен правильный баланс между собственными представлениями, что у вас получается, и профессиональной поддержкой со стороны тех, кто глубоко занимается вопросами профилирования, выявлением способностей, предложением альтернатив, лучше подходящих каждому из представителей подрастающего поколения.
Опишите, пожалуйста, выпускника школы Сколково.
Выпускники разные. Среди них есть ребята, которые закончили нашу программу «Карьерный навигатор», позволяющую не потеряться в мире разных интересных вызовов. У нас есть взрослые люди, которые закончили программу «Лидеры», преподаватели, которые готовы делиться своими знаниями с подрастающим поколением и с коллегами. Всех их объединяет то, что они активные, умные, интересные и неравнодушны к тому, что происходит в стране, в регионе, в мире. Они хотят сделать лучшее для своих компаний, для себя, для своего окружения и для общества.
Если вам было бы 15 лет, и вы попали на Петербургский международный экономический форум, как бы вы воспользовались этой возможность?
Я бы попросил максимальное количество советов от всех умных людей, которых собирает форум. Здесь огромное количество опыта и знаний, это уникальная возможность.
Как вы оцениваете значимость таких молодежных проектов, как Детская редакция?
Ваши программы влияют на подрастающее поколение, а значит и на будущее. Считаю, что это очень хорошее начинание.