— Как сильно спрос на выпускников-инженеров превышает предложение?
— Неужели три тысячи студентов разом можно устроить на практику в компании реального сектора экономики?
— Какие задачи решает Русский инжиниринговый центр?
Директор Политехнического института ДВФУ Вячеслав Селезнев в ходе интервью ведущей Детской редакции Анастасии Судаковой на ВЭФ-2024 поделился мнением о том, как обеспечить технологическую независимость России, а еще рассказал о помощи в решении проблем промышленных предприятий при поломках импортной техники, запчастей для которой сегодня нет.
Насколько востребованы инженерные кадры на Дальнем Востоке?
Востребованы. Сейчас во всех компаниях, которые занимаются производством, наблюдается бум востребованности реальных специалистов, понимающих в прикладных вещах, тех, кто умеет строить, проектировать, настраивать, знает электронику, программирование.
В Политехническом институте более 20 направлений подготовки бакалавриата и специалитета, порядка 40 направлений – магистратуры, 12 – аспирантуры.
Количество рабочих мест для студентов превышает число студентов в два раза. У нас, например, в год выпускников порядка тысячи человек, а спрос в 2 раза больше. Вот такая конкуренция. Поэтому инженерные специалисты нужны, и, по всем прогнозам, компетентных специалистов будет требоваться еще больше.
На Восточном экономическом форуме поднимался вопрос практикоориентированности высшего образования. Что делается в вашем институте, чтобы сделать образование практикоориентированным?
Наша политехническая школа всегда максимально обладала практическими компетенциями. У нас имеется отдельный лабораторный корпус, инжиниринговый центр РусГидро, там студенты проходят все практические лабораторные занятия. С первого курса студенты вместе со своими руководителями посещают все энергетические компании, вживую смотрят объекты. Это им позволяет понять, кем они будут дальше работать и выбрать профиль.
У каждого человека свой уникальный набор качеств, от которых зависит, где он будет максимально эффективен. Посещения заводов, практика на предприятиях, деятельность в наших лабораториях, возможность получить рабочие специальности в процессе программ высшей профессиональной подготовки, помогают простроить свой карьерный путь.
Существует и множество разных студенческих инициатив. Есть студенческие конструкторские бюро, где студенты на оборудовании делают изделия, опытные образцы. У нас пишут диплом как стартап, и предприниматель защищает свой проект. Поэтому к окончанию института у студента появляется довольно широкий выбор, куда он может пойти работать, не только с точки зрения теоретических знаний, но и с точки зрения набора практических навыков.
С какими производственными предприятиями края сотрудничает Политехнический институт?
Со всеми. И не только Приморского края. У нас есть стратегические партнеры. Например, компания Роснефть. На днях был открыт «Роснефть-класс». В прошлом году открыли модуль инженерной разработки в области кораблестроения. Также наш стратегический партнер Транснефть, там наши студенты стабильно проходят практическую подготовку.
Ко мне, как к руководителю политехнической школы, в среднем два раза в неделю поступает запрос от вновь созданной молодой компании, которой нужны кадры. Они приходят в гости, мы организуем общение со студентами, предлагаем практику, стажировку. Некоторые организации, не дожидаясь летней практики или каникул, предлагают студентам подработать, компании готовы предоставит свободный график.
В Политехническом институте по программам бакалавриата сейчас учатся порядка 3000 студентов. Каждый студент уходит на практику по договорам с предприятиями реального сектора.
Какие задачи решает Русский инжиниринговый центр?
Задачи разработки критически важных импортозамещающих технологий, востребованных в российских организациях. Если у компании есть какое-то изделие, которое они не могут купить, обращаются к нам, и мы находим эту технологию, это изделие. Здесь не играет роли, какая это технология, доступная или недоступная, сделана из металла, пластика или полимера.
На сегодняшний день Русский инжиниринговый центр решает инжиниринговую задачу восстановления. Заказы, как правило, связаны с восстановлением промышленных машин, которые ранее были закуплены, и сейчас уже не могут обслуживаться, не хватает запчастей. В Приморском крае таких организаций порядка двадцати.
Как обеспечить технологическую независимость России?
Только путем создания умных, ответственных кадров. Если каждый начнет честно жить и делать правильную работу, то это уже половина решения проблемы. И начинать нужно всегда с себя, своим примером ребятам, коллегам показывать, как нужно достигать определенного результата. И тогда мы сможем воспитать то поколение, которое построит, например, будущий флот России.
Что посоветуете ребятам, которые только стоят перед выбором специальности?
Нужно найти время и подумать, что хочется получить от жизни. А после принять решение относительно специальности, исходя из своего запроса. И обязательно посмотреть на весь выбор профессий, который предоставляется ВУЗами.
Можно устроиться, например, в общепит и получать 100 тысяч рублей, а можно технологом на завод и получать тоже 100 тысяч рублей. Но если человек работает на предприятии с гособоронзаказом или с госзаданием, то там средняя зарплата инженера 300 тысяч, 500 тысяч рублей. И таких зарплат никогда не будет в других профессиях.
Нужно пытаться заглянуть чуть дальше и понять, какую миссию в жизни хотите нести: помогать людям, разрабатывать какие-то изделия или, может быть, лечить людей… Исходя из этого и надо делать выбор профессии.
О чем не говорят взрослые?
Наверное, о том, что они любят или боятся.