За май 2023 года в профильный Реестр СП вошло более 8 100 тыс. предприятий.
Результаты исследования развития СП в России представил Фонд «Наше будущее». Экспертами группы ЦИРКОН был опрошен 251 респондент в 14 регионах страны. Специалисты определили не только бизнес-профиль соцпредпринимателя, но и его мотивации, трудности и запросы на меры поддержки.
Лидерами в области социального предпринимательства являются Нижегородская область, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Пермский и Приморский края, Московская область. В этих регионах зарегистрировано больше всего предприятий.
«Среди представителей «доброго бизнеса» преобладают замужние образованные женщины от 35 до 44 лет с детьми. Сравнение результатов исследования с 2018 и 2013 годом показало, что иерархия мотивов остается стабильной и устойчивой. На первом месте — личный рост и профессиональная самореализация. Так, 92 % желали реализовать идею, 85 % стремились заниматься делом своей мечты или развивать хобби, 80 % — достичь успеха в профессии. Кроме того, 72 % решали социальные проблемы и помогали людям в тяжелой жизненной ситуации», — говорится в сообщении Фонда «Наше Будущее».
Финансовая самостоятельность СП проявляется в том, что за последнее десятилетие доля бизнесменов, которые финансируют деятельность предприятия за счет собственных доходов, выросла с 58 % в 2013 году до 88 % в 2023 году.
Самые популярные сферы социального бизнеса: организация досуга, медицинские услуги, образование, спорт, дневной присмотр и уход за детьми. Также на данный момент увеличилось число проектов в сфере народно-художественных промыслов.
По мнению 59 % участников опроса, трудностями для предпринимателей являются дефицит квалифицированных кадров, недостаток средств для роста и масштабирования, сложности с арендой помещений. Самой востребованной материальной мерой поддержки, которая могла бы способствовать финансовой устойчивости компании, СП называют льготную аренду.
«Исследование показало востребованность образовательных проектов. Большинство социальных предпринимателей участвуют в семинарах, конкурсах, получают гранты. 40 % прошли обучение в одной из школ социального предпринимательства. Почти половина — участвовали в конкурсах «Лучший социальный проект года» (49 %), форумах, семинарах (48 %). 52 % респондентов положительно отзываются об информационно-консультационной поддержке региональных центров «Мой бизнес» и бизнес-инкубаторов», — сообщается в документе.
По словам директора Фонда «Наше будущее» Наталии Зверевой, социальное предпринимательство становится все более заметным и значимым явлением для регионов России. Во многом этому помогают мероприятия по популяризации и обучению.
«Проходит ежегодная Премия «Импульс добра», фестивали, конкурсы, школы для новичков и акселерационные программы для действующих проектов. Данные исследования показывают, что добрый бизнес — традиционно женское направление, хотя мы в Фонде видим много инициатив, которые развивают мужчины. Социальные предприниматели получают поддержку государства. В тех регионах, где активно работают центры «Мой бизнес» и центры инноваций социальной сферы, заметен рост числа интересных проектов, которые меняют жизнь общества к лучшему», — отмечает Наталия Зверева.