Во время исследования был проанализирован опыт реализации таких инициатив в 200 крупнейших населенных пунктах России.
Национальный центр государственного-частного партнерства представили новый рейтинг городов по уровню развития проектов ГЧП. Их оценивали по 2 критериям: проектный опыт и развитие институциональной среды. Подробные результаты можно изучить на сайте экосистемы «Росинфра» .
Лидером рейтинга по эффективности ГЧП стал Сургут, который уже побывал на этой строчке в 2020 году. На втором месте — Южно-Сахалинск, который улучшил свой результат, поднявшись в 2022 году на одну позицию. Замыкает тройку Воронеж, в этом году он «перескочил» сразу 6 мест. Также в пятерке значатся Нижневартовск и Пермь.
«Первое место в рейтинге городов России по уровню развития государственно-частного партнерства — результат непростой коллективной работы. Благодарен за поддержку наших инициатив губернатору Югры Наталье Комаровой, инвесторам и всем причастным. В Сургуте накоплен опыт работы по концессионным соглашениям в сфере строительства дорог, социально-значимых объектов. Напомню, в этом году запустили в работу новый корпус 9-й школы. Это первый в стране объект образовательной сферы, возведенный по концессии», — отметил глава города Андрей Филатов.
По словам Андрея Самохина, главного управляющего директора ВЭБ.РФ, из 65 новых проектов, запущенных в 2022 году, более 20% — с участием ВЭБ.РФ.
«Общий объем инвестиций достиг 772 млрд руб. Наибольшая их доля с большим отрывом пришлась на коммунально-энергетическую и социальную сферу, на 3-м месте — постепенно набирающие ход транспортные проекты. Важно отметить, что большинство городов с высоким уровнем развития ГЧП одновременно демонстрируют высокое качество жизни людей согласно нашему Индексу ВЭБ.РФ. В городах-лидерах ГЧП в среднем на 8 баллов выше качество жизни по направлению «Образование», на 5 баллов — «Мобильность», на 3,5 балла — «Работа и отдых», — рассказал главный управляющий директор ВЭБ. РФ в своем Телеграм-канале.
Как отмечают в департаменте экономического развития администрации Южно-Сахалинска, в настоящее время в городском округе действует 9 концессионных соглашений, 3 из которых заключены в 2022 году. Это социально значимые проекты по модернизации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска, созданию транспортной и инженерной инфраструктуры, возведению общеобразовательной школы на 1260 мест, строительству газовой котельной. Общая стоимость капитальных затрат по проектам, реализуемым на условиях концессии, составляет более 58 млрд руб.
«Механизм концессии — уже внедренный администрацией Южно-Сахалинска способ привлечь частные инвестиции в реализацию инфраструктурных проектов города. Продвижение механизмов МЧП и концессии в сфере услуг и благоустройства, строительства дорог и социальных объектов является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Мы стремимся построить целостную систему, направленную на улучшение инвестиционного климата, обеспечить приток инвестиций с организацией безопасности капитальных вложений, а также распространение лучших практик, применяемых в других регионах Российской Федерации. Создание таких условий способствует активному развитию предпринимательства на территории города и возможно только через тесное сотрудничество бизнес-сообщества, городских и региональных властей и федеральных институтов развития. Мы благодарим за поддержку корпорацию ВЭБ.РФ и АНО «Национальный центр государственно-частного партнерства», которые помогли нам начать реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов на территории Южно-Сахалинска», — подчеркнул директор департамента экономического развития Павел Павленко.
У ГЧП-проектов, считает Андрей Самохин, самый высокий потенциал влияния на качество жизни в городе. Это обусловлено участием в проектах публичной стороны, которая прямо заинтересована в улучшении социальных показателей. Что касается самых распространенных и капиталоемких проектов, то как раз они обладают наибольшим потенциальным воздействием. Если говорить о концессии в коммунально-энергетической сфере, то это ведет к улучшению комплексных показателей доступности жилищно-коммунальных услуг. Рост доли современного и экологичного подвижного состава, сокращение времени в пути, внедрение удобных сервисов — это масштабные концессионные проекты на транспорте. Чистые и ухоженные общественные пространства — это сфера благоустройства, повышение удовлетворенности проведением досуга вне дома.
«Считаю важным в ходе планирования ГЧП-проекта всегда держать в голове картинку, а какие факторы жизни в городе будут улучшены с его помощью? Причем это понимание важно не только для публичной стороны, но и для частного инициатора, поскольку является составной частью корпоративной социальной ответственности», — акцентировал внимание топ-менеджер.